Год памяти и славы 2020.

122

Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и проектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго поколения) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения.Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились компоненты стандарта. Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Недаром стандарты тогда мы нередко называли стандартами содержания образования.Стандарт – не только совокупность доктринальных положений и требований, но и гарантированный набор возможностей, которые образовательная система обязана предоставить всем контингентам детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет.Набор требований стандарта предъявляется не к ученику, а к системе образования.Стандарт – это  то, что система обязана обеспечить, предоставить. В том числе «стандартная» обязанность школы – чтобы ученикам хотелось в ней учиться.Стандарт в образовании – гарантия конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.Стандарт обозначает, что «хуже нельзя». Придя в любое российское образовательное учреждение, каждый гражданин должен быть уверен, во-первых, в том, что здесь будет предоставлен определенный, известный ему и устраивающий его уровень условий (возможностей) – от автобуса, гардероба, столовой и туалета до компьютеров и высокопрофессионального преподавателя по каждому предмету, и во-вторых, в том, что он, действительно, получит это.Стандарт – это система гарантий работнику сферы образования. Гарантия права на труд. Гарантия хороших, удовлетворяющих его, позволяющих ему самореализоваться, качественно и результативно трудиться условий труда. Понимание стандарта как системы гарантий предопределяет необходимость включения в его структуру требований к условиям осуществления образовательного процесса.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро общего образования разработано по русскому и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии.СТРУКТУРА компонентов государственных стандартов общего образования:

  • Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
  • Требования к структуре основных общеобразовательных программ
  • Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели  в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с операциональными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.Требования к структуре основных образовательных программ: Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • базисный учебный план начального общего образования;
  • примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • примерные программы отдельных учебных предметов ;
  • примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • примерная программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Государство принимает на себя гарантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Вовлекается государство в этот процесс не только через Министерство образования и науки, но и через Министерство финансов, Министерство экономики, многие другие структуры. Образование на деле становится общегосударственным делом.Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

  • Кадровое обеспечение — укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию.
  • Финансово-экономическое обеспечение — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждений общего образования к финансированию результатов их деятельности.
  • Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды), соответствующей Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам.
  • Учебно-материальное обеспечение — требования к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования.
  • Информационно- образовательная среда ОУ – обеспечение информационно – технологической поддержкой.
  • Учебно – методическое и информационное обеспечение — обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов.
 
 

 

 

 

«Горячая линия» МБОУ Юловская СОШ №6 по вопросам введения обновленных ФГОС – 8(86371)9-33-08.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  -2021

ФГОС- это федаральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований  к  программам образования. 

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России.Считается, что оно обеспечивает комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город. ФГОС также обеспечивает приемственность образовательных программ. Предполагается, что  каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация  требований к обучающимся. ФГОС определяют четкие  требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. 

Основные изменени, внесенные в проекты современных ФГОС:

-четко прописаны обязательства   образовательного учреждения перед учениками и родителями;

-сделан акцент на развитие метапредметных и личностных УУД;

-подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обрадать ученик в рамках дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи);

- расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.);

-зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас  из 70 новых слов ежегодно и т.п.);

- строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения;

-учитываются возрастные и психологические  особенности учеников всех классов. Главное, чтобы  ребята не были перегружены. Кроме того,  в последнем образовательном стандарте учтено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют ее задачи.

Здесь Вы можете познакомиться с новыми стандартами 3-его поколения:

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

Прием на обучение в соответствии с прежним ФГОС прекращается с 1 сентября 2022 года. 

В целях качественнго введения обновленных ФГОС педагоги МБОУ Юловская СОШ №6 прошли обучение по  данному вопросу.